Андрущенко Наталия Владимировна

врач-невролог, медицинский психолог

Наталия Владимировна закончила Ленинградский педиатрический медицинский институт в 1986 г. Окончила интернатуру в 1987 и клиническую ординатуру в 1992 г. по специальности «неврология». С 1992 г. ассистент, с 2006 и по настоящее время доцент кафедры детской невропатологии и нейрохирургии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (Ленинградского государственного института усовершенствования врачей — ГИДУВа, затем СПб МАПО, СЗГМУ им. И.И. Мечникова).

С 2014 г. доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

В 1994-1995 проходила обучение в Мюнхенском детском центре на международном курсе по Монтессори-педагогике и лечебной педагогике, стажировку на отделении Монтессори-терапии Мюнхенского детского центра. Дипломированный специалист по Монтессори-педагогике и Монтессори-лечебной педагогике (Международный диплом — AMI, 1996 г.). С 1996 г. практикует Монтессори-терапию. Автор-разработчик и руководитель программ усовершенствования специалистов по реабилитации развития, преподает классический вариант Монтессори-педагогики и Монтессори-терапии. Автор монографии «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия» (2010 г.).

С 1998 г. постоянный член балинтовской группы, лидер БГ, член правления Санкт-Петербургского балинтовского общества, член консультативного совета Международной балинтовской федерации (MBF). Сертифицированный лидер балинтовских групп*.

*Балинтовские группы — одна из форм профессиональной поддержки, предназначенная специалистам помогающих профессий, основанная на супервизии клинического случая.

В 2000 г. защитила диссертационное исследования по двум специальностям: нервные болезни, медицинская психология по теме: «Клинико-нейропсихологический анализ детей с церебрально-структурными изменениями».

В 2004 — 2006 гг. проходила обучение по интеракционной диагностике и интеракционной терапии по методу Папушек (Германия). С этого времени проводит психологическое консультирование, а также терапию с применением «Проблемно-центрированного метода семейной психотерапии с интеракционной диагностикой» по Папушек.

По тематике реабилитации развития Наталия Владимировна ежегодно проходит программу стажировки и повышения квалификации в Мюнхенском детском реабилитационном центре, в университетах и высших школах Германии (Университет Людвига Максимиллиана, Мюнхенский Технический университет, медицинский факультет, Аахенский институт психосоматики и психотравматологии). Сертифицированный специалист по Мюнхенской функциональной диагностике развития.

Общий стаж работы по специальности 30 лет.

Области клинического интереса: особенности поведения и развития детей младенческого и раннего детского возраста, особенности развития недоношенных детей, детей с гидроцефалией, исследования темперамента детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, нейропсихологические особенности детей с внутричерепными структурными изменениями, ранняя помощь и сопровождение детей и членов их семей, комплексная нейрореабилитация, краткосрочная поведенческая терапия.

Наталия Владимировна оказывает лечебно-диагностическую помощь детям с неврологическими заболеваниями, проводит консультирование детей и членов их семей по вопросам, связанным с оценкой психического здоровья и развития, оценкой готовности ребенка к школе, осуществляет психометрическое и нейропсихологическое обследование детей (связанное с оценкой высших психический функций — памяти, внимания, речи и т.п.), оказывает помощь в коррекции нарушенного поведения и развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Прием проходит в специально оборудованной игровой комнате, что позволяет создать непринужденную обстановку и способствует проявлению естественного поведения ребенка.

Нейропсихологический анализ (диагностика) и нейропсихологическая коррекция. Нейропсихология.

В зависимости от возраста ребенка, жалоб и вопросов, задаваемых родителями в беседе со специалистом, ребенку предлагается выполнить задания различных методик и тестов, результаты которых после соответствующей обработки сообщаются родителям.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Нейропсихология тесно связана с такими дисциплинами, как детская неврология и нейрохирургия, детская психиатрия, дефектология (коррекционная/специальная психология).

Современная нейропсихология детского возраста — одно из перспективных, активно развивающихся направлений психологии. В настоящее время сфера применения нейропсихологических методов значительно расширилась и кроме традиционных задач топической диагностики нейропсихологические методы призваны решать задачи:

— оценки специальных способностей,

— разработки диференцированных рекомендаций при подготовке детей к школе,

— изучения характеристики обучаемости,

— школьной экспертизы (неуспевающие школьники)

Нейропсихологическое консультирование помогает в обнаружении и коррекции расстройств памяти, внимания, речи, умственной работоспособности, являющихся следствием особенностей развития ребенка или же проявляющихся в результате заболевания центральной нервной системы.

Родителям следует обратиться на прием к нейропсихологу, если у их ребенка наблюдаются:

— нарушения запоминания (например, стихов, букв, цифр, событий),

— запаздывания в развитии речи или же ее особенности,

— нарушения внимания и усидчивости. Например, ребенок в группе детского сада или же в группах развития недолго остается в процессе игры или же за выполнением работ, требующих концентрации внимания (часто выполняемых за столом — лепкой, вырезанием ножницами, рисованием и т.п.). Выполняя задания, быстро отвлекается, не доводит до конца начатое, переключается на свою игру или же на второстепенные занятия,

— трудности адаптации в детском саду, в группе, занимающейся подготовкой к школе или же в самой школе,

— трудности в усвоении школьных навыков (чтения, письма, счета),

— особенности социально-эмоциональной регуляции своего поведения.

Все перечисленные проблемы, нередко, имеют в качестве основной причины, нейропсихологические факторы, которые могут быть установлены в результате нейропсихологической диагностики.

Как правило, знакомство с ребенком начинается с выполнения игровых или же рисуночных заданий, затем может последовать неврологический осмотр и будут предложены задания, определяющие общий уровень развития ребенка или же задания для определения протекания высших психических функций.

В процессе диагностики ребенку предлагаются стандартные нейропсихологические пробы, заключающиеся в угадывании изображений, запоминании ряда слов, зрительных образов, повторении цифр, конструировании и рисовании. Используются различные игровые материалы — кубики, мозаика, карточки с предметными изображениями и т.д.

Диагностика проходит в игровом пространстве, заинтересовывает его и воспринимается ребенком как игра. Для детей раннего и дошкольного возраста предполагается проведение тестирования в присутствии родителей.

Для самых маленьких — для детей в возрасте до 3-х лет, в целях ориентации в общем развитии ребенка может быть проведена Мюнхенская функциональная диагностика развития.

Мюнхенская функциональная диагностика развития (МФДР), разработана профессором Теодором Хелльбрюгге (1919 — 2014) с соавторами. В случае если развитие малыша протекает с задержкой, методика может быть использована до достижения ребенком нормативов, указанных в тесте.

Для определения развития детей от 1 года до 3 лет требуется стандартный тестовый материал методики. В целом, однако, задания, предлагаемые в игровой манере, соответствуют обычным занятиям малышей этого возраста.

Рис.1. Тестовый материал для диагностики общего развития ребенка. Мюнхенская функциональная диагностика развития от 0 до 3 лет.

Это задания на нанизывание, открывание/закрывание, рисование, складывание кубиков, называние картинок. Часть вопросов по развитию ребенка может быть адресована родителям. МФДР предполагает не только диагностику, но и дифференцированный подход к реабилитации выявленных нарушений.

В диагностике психологических и нейропсихологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста помогает специальным образом организованная среда помещения для консультирования и терапии, в котором использованы упражнения Монтессори-педагогики (МП) и Монтессори-терапии (МТ).

Для стимуляции развития и преодоления выявленных нейропсихологических расстройств, коррекции поведения, гармонизации развития ребенка в целом может быть предложена Монтессори-терапия.

МТ-направление базируется на теоретическом фундаменте педагогики Марии Монтессори (1870-1952 гг..), современных достижениях нейронаук и реабилитационной практике. В центре внимания Монтессори-терапии находится личность ребенка, его развитие и его социальное окружение. Ведущий лозунг Монтессори-терапии звучит: «Помоги мне сделать это самому!»

Монтессори-терапия осуществляется как терапия развития с особым материалом.

Монтессори-материал — упражнения для развития, расположенные в определенном порядке и находящиеся в свободном доступе.

Рис. 2. Организация «подготовленной среды» в Монтессори-терапевтическом пространстве Мюнхенского детского центра.

МТ проходит в консультативной форме для родителей, в виде руководства взаимодействием между родителем и ребенком и в виде индивидуальной терапии.

Решение о назначении Монтессори-терапии после подробной диагностики и в диалоге с родителями принимает врач.

Целью МТ является стимуляция и интеграция сенсорных, моторных, когнитивных и социо-эмоциональных способностей и навыков. Важную роль при этом играет «подготовленная среда» — классический Монтессори-материал и его адаптированные версии, а также дополнительный материал для развития. Монтессори-терапевт предлагает терапевтическую методику во время взаимодействия между участниками процесса и в работе с материалом Монтессори-упражнений.

Рис. 3. Фрагмент Монтессори-среды в центре «Нейросонография»

Показания к МТ:

— двигательные нарушения

— нарушения тонкой моторики

— нарушения органов чувств и восприятия

— расстройства поведения (например, негативизм)

— школьный невроз

— дефицит внимания (с гиперактивностью)

— дислексия, дисграфия и дискалькулия

— расстройства повдения аутистического спектра,

— ограничения возможностей здоровья (вследствие психических, соматических заболеваний)

Для успешности терапии значима совместная работа с родителями. Присутствие родителей желательно во время проведения терапии. После окончания терапевтической сессии у родителей существует возможность задать интересующие вопросы. Терапевт обращает внимание родителей на достижения и успехи ребенка. Терапевт дает рекомендации, каким образом можно включить элементы работы в повседневную среду, обеспечивать дальнейшее продвижение и расширять область достигнутого. Тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями во время занятий приводит к повышению их компетентности в обращении с проблемным ребенком. Родители должны с самого начала сопровождать ребенка вниманием и необходимыми поощрениями. В том случае, если у родителей появляются вопросы, неуверенность или сложности, рекомендуется обсуждать это с терапевтом. Решающим является также регулярность посещения. Поэтому рекомендуется пропускать занятия только в исключительных случаях.

Родителям, наряду с обучением эффективным способам взаимодействия с ребенком во время Монтессори-терапии, может быть предложен поведенческий тренинг.

У детей раннего и дошкольного возраста происходит интенсивное развитие не только когнитивной, но и социо-эмоциональной сферы. С возрастными особенностями развития последней связаны частые у детей эмоциональные расстройства и расстройства поведения. Они находят свое отражение во взаимодействии с близкими взрослыми — родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами.

Ребенок учится регулировать свои эмоции, эмоциональные реакции и поведение, наблюдая за поведением близких взрослых. Поэтому и для диагностики, и для коррекции эмоциональных расстройств оказывается важным изучить взаимодействие близкого взрослого и ребенка. Ситуации игры, беседы, попытки установить правила, запреты, регуляция режима дня ребенка, совместное выполнение домашних заданий, относятся к повседневным ситуациям взаимодействия. Нередко эти ситуации проявляют проблемное поведение ребенка. Оно может быть проанализировано с помощью интеракционной диагностики и , в качестве эффективной помощи может быть предложена интеракционная терапия (интеракция в данном случае обозначает взаимодействие с близким взрослым). При этом в качестве основного подхода используется Мюнхенская коммуникационно-центрированная материнско-младенческая терапия. Она основана на многолетнем опыте работы школы профессоров Максимиллиановского университета супружеской четы Папушек. Наиболее эффективна эта терапия у детей в возрасте до 4 — 5 лет. В ее ходе проводится беседа с родителями при анализе видеоматериалов, записанных с их согласия во время консультации. Обсуждаются закономерности развития и поведения ребенка в контексте проблемного поведения, даются рекомендации по модификации взаимодействия.

Показаниями являются нарушения поведения в виде:

— наличия чрезмерных или не свойственных возрасту привязанности к матери,

— страхе незнакомцев, страхе разлуки, боязливости, социальной неуверенности и избегании контактов (с ровестниками, другими людьми),

— заторможенной готовности к исследованию своего окружения и игре,

— проявлениях чрезмерного упрямства,

— агрессивном поведении

Методика относится в эффективным краткосрочным видам психологической помощи, может состоять из одной-двух или же серии встреч, их количество и содержание обсуждается с родителями ребенка.

Все виды консультативной и терапевтической работы проходят в тесном взаимодействии со специалистами Центра и опираются на их консультативные и диагностические заключения. При этом, если ребенок проходил обследование в других медицинских центрах и лечебных и лечебно-диагностических учреждениях, желательно принести с собой на прием медицинскую документацию для ознакомления с нею. Для детей раннего и дошкольного возраста, в том числе, для установления продуктивного контакта с ними, бывает полезным, если родители захватят с собою любимые игрушки и образцы творчества (рисунки, пусть даже самые первые «пробы пера», для более старших детей — поделки). Для детей-школьников, если речь идет об их успеваемости, желательно, чтобы они принесли с собою на прием школьные тетради.

Исследования и консультации